В период финансовой турбулентности частные владельцы капиталов и бизнес находятся в поисках прозрачных и надежных возможностей качественных вложений, которые не только помогут сохранить деньги, но и принести доход. Один из таких вариантов на рынке, набирающий обороты, — паевые инвестиционные фонды. О том, как сейчас чувствуют себя ПИФы, и об их будущем в интервью "Интерфаксу" рассказал генеральный директор инвестиционной группы "РВМ Капитал", вице-президент Российской гильдии управляющих и девелоперов Феликс Блинов.
— Феликс Львович, ваша компания работает с паевыми инвестиционными фондами с 2006 года, как вы оцениваете складывающуюся на рынке ситуацию? Наступил "золотой век" ПИФов?
— По сравнению с тем, как это все когда-то начиналось, — безусловно. Можно сказать, мы дошли до того целевого состояния рынка, о котором мечтали. Все больше частных инвесторов выходят на рынок коллективных инвестиций. По данным ЦБ, за I квартал текущего года число пайщиков — физических лиц выросло почти на 9% и превысило 8,5 млн человек. 17 лет назад мы об этом могли только мечтать. Тогда рынок паевых инвестиционных фондов в России был в самом начале своего пути, не имел четко структурированных правил и регулирования, а его участники самостоятельно, методом проб и ошибок, искали направляющие для его развития.
Как любое нововведение, ПИФы встречали с недоверием, и нашей задачей как профессиональных участников этого рынка было рассказать о реально существующих плюсах и возможностях этого инструмента. Процесс был непростым и долгим по времени, но сегодня о ПИФах пишут ведущие деловые издания, а инвестиции в них считаются одними из наиболее привлекательных и защищенных. Значит, наша работа была проделана не зря.
Особенно приятно для нас, что мейнстримом сегодняшнего дня стали закрытые паевые инвестиционные фонды. Уже тогда мы видели, что ЗПИФы — более удобны и перспективны, чем, например, открытые паевые инвестиционные фонды, так как на платформе ЗПИФов можно было реализовать инвестиционные проекты. Понимали это и инвесторы — в результате в закрытые паевые фонды потянулись большие финансовые дома, крупные family-office, владельцы состояний. Существенно позже таких инвесторов назовут "квалифицированными".
Приятно осознавать, что тогда мы сделали правильный выбор. Достаточно посмотреть на статистику — на конец I квартала текущего года совокупная стоимость чистых активов (СЧА) паевых инвестиционных фондов в России составила 8,2 трлн рублей, и 6 из них — это СЧА ЗПИФов. Во многом это заслуга тех команд, которые, начиная с подвижничества, и по сегодняшний день являются апологетами этого рынка. Весомый вклад в развитие рынка ЗПИФов внес и Центральный банк, который не стал "закручивать гайки", а прислушался к игрокам рынка и адаптировал новый инструмент к интересам как инвесторов, так и профессиональных управляющих.
Поэтому — да, сегодня мы можем сказать, что для ПИФов наступил "золотой век". Но мы не считаем, что это пик развития этого рынка — при правильной траектории движения дальше мы увидим и другие объемы, и другие проекты.
— В последнее время, наряду с популярными у инвесторов рентными розничными фондами, мы все чаще слышим про структурирование активов на ЗПИФ. Что это такое и что дает бизнесу?
— Законодательство, регулирующее рынок закрытых паевых инвестиционных фондов, постоянно совершенствуется, предоставляя профессиональным участником рынка новые возможности. Сегодня на ЗПИФ уже можно брать кредит, выделять "в натуре" имущество из ЗПИФ, что раньше было невозможно. Появилось больше возможностей использовать паевые фонды для реализации private equity проектов, девелоперских проектов, клубных "историй". Рынок развивается, в том числе, адаптируясь под существующие реалии, поэтому вполне закономерно, что на нем появляются продукты и услуги, созвучные потребностям времени.
Структурирование активов на ЗПИФ или "ЗПИФ для бизнеса", как мы для себя называем этот продукт, тому подтверждение и пример. Все чаще мы слышим о том, как предприниматели переводят свой бизнес на платформу закрытых паевых фондов. Что им это дает? В первую очередь, налоговую оптимизацию. Доход от совершения любых сделок с имуществом фонда не подлежит обложению налогом на прибыль, соответственно, большие средства можно реинвестировать.
На платформе одного ЗПИФ можно структурировать разнородные активы, обеспечив их эффективное управление. При этом активы, находящиеся "в плюсе", могут быть источником фондирования для других, менее прибыльных на текущий момент. Осуществлять операционное управление бизнесом владельцы активов могут через инвестиционный комитет, при этом структурирование активов на ЗПИФ позволяет сделать структуру собственности непубличной, что в условиях сегодняшнего турбулентного рынка становится все более актуальным. Соответственно, растет и количество таких фондов.
— Если эта услуга так востребована, почему ее предлагает ограниченный круг управляющих компаний?
— У каждой управляющей компании — своя бизнес-стратегия. Компании с небольшим объемом активов под управлением, в первую очередь, заняты вопросами выживания и своего утверждения на рынке. У них одна повестка — берутся за все и дешево. Крупные управляющие компании, входящие, например, в банковские структуры, реализуют общую со всей группой стратегию. Это накладывает свои ограничения. С одной стороны, они реализуют проекты вместе с банком, привлекая капиталы через банковскую сеть продаж. С другой они ограничены в возможностях адаптации продукта под конкретного клиента. Нельзя прийти в банк и взять ипотеку на индивидуальных условиях. Аналогично с ЗПИФ.
Предпринимателям же важен индивидуальный подход и компромиссные решения. Прописанные под клиента правила доверительного управления фондом, удобный для него регламент работы инвестиционного комитета, обсуждаемая мотивация управляющей компании и т.д. Решать такие вопросы крупная пробанковская УК вряд ли захочет, а у небольшой управляющей компании недостаточно ресурсов. Вот и остаются так называемые "середняки", которые уже решили для себя вопрос выживания на этом рынке, но при этом не являются частью большого финансового дома с утвержденными правилами. Именно такие компании, к которым мы относим и нашу УК, будут делать ЗПИФ для бизнеса. Это подтверждает и статистика рынка. По итогам I квартала 2023 года выручка управляющих компаний от услуг доверительного управления выросла на 16% по сравнению с показателем I квартала 2022 года. При этом в лидерах роста как раз оказались средние компании, которые обслуживают как институциональных, так и частных инвесторов. Увеличению их выручки способствовал рост активов, переданных им в управление состоятельными инвесторами.
Еще один момент. У каждой УК есть свой "горний опыт" — путь, который она прошла за время работы на рынке. Например, мы изначально фокусировали свое внимание на проектах в сфере недвижимости и прямых инвестициях, в результате сформировав у себя компетенции по управлению такими активами. В частности, в структуре нашей управляющей компании есть отдельный департамент недвижимости, департамент прямых инвестиций, что несвойственно "классическим" УК. В результате инвесторы за реализацией проектов в этих сегментах, скорее, обратятся к нам, а не к тем УК, у которых такой компетенции нет. При этом другие управляющие компании могут обладать уникальным опытом в других отраслях, что позволяет инвесторам делать осознанный выбор, подбирая команду под конкретный проект.
— Какого уровня бизнесу интересно такое предложение?
— Здесь речь, скорее, не об уровне бизнеса, а о целях, которые компания или инвестор ставят перед собой, и с достижением которых может помочь профессионально управляющая инвестициями команда.
Например, многим молодым и талантливым компаниям нужны не только деньги, но и smart-инвестиции. К нам обращались прекрасные молодые команды, которые понимают рынок, знают, куда идти, но совершенно не разбираются в финансах, не могут разработать работающую финмодель, у них нет бюджетирования, грамотного юридического и бухгалтерского сопровождения и т.д. У профессиональных управляющих компаний такие функции и компетенции есть.
Еще одна история — это отработка антикризисных кейсов. Например, восстановление справедливой стоимости объекта недвижимости после неграмотного управления этим активом. Или другой вариант, когда "антикризис" подразумевает поиск решений для развития бизнеса, который дорос до определенного уровня, потенциал есть, а запрыгнуть в следующую лигу не получается.
— Сегодня на рынке появляются ЗПИФ с активами из разных сфер — майнинг, IT, космос и т.д. С чем связаны такие тенденции, будут ли они иметь продолжение?
— Рынок постоянно генерит новые предложения — особенно в модных индустриях, которые на слуху и пользуются популярностью. Той же сферой майнинга не интересовался только ленивый, поэтому нет ничего удивительного в том, что на рынок вышел ЗПИФ, инвестирующий в майнинговое оборудование. Недавно появилась информация о формировании венчурного ЗПИФ для инвестиций в IT-стартапы. Такие темы будут появляться постоянно, и здесь ключевая проблема только одна — в общем массиве предложений выбрать именно тот проект, который даст рост и доходность. Не вложиться в те тысячи пустышек, которые принесут убытки. Поэтому такие проекты, на мой взгляд, это, скорее, удел family-office, которые готовы порождать дополнительную экспертизу, верят в эти направления и досконально в них разбираются. Но это не массовая история.
— Если рынок растет, получается, растет и конкуренция?
— С одной стороны, конкуренция за последние годы снизилась, так как, благодаря деятельности Центробанка, с рынка ушли no-name компании, которые не отвечали требованиям законодательства, но, жестко демпингуя, задавали нижнюю планку стоимости. Среди этих компаний были такие, где квалификационный сертификат ФСФР 5.0, в лучшем случае, был только у директора и контролера, а все остальные сотрудники 156 ФЗ даже не читали.
ЦБ РФ просто вычистил эту часть рынка и привел все к нормальной конкуренции между профессиональными участниками. Да, конкуренция по-прежнему есть, но теперь мы конкурируем не только за цену, как это было раньше, но и за качество продукта или услуги. Это совсем другой уровень — такая конкуренция способствует развитию нашего рынка.
— Как вы видите дальнейшее развитие рынка ПИФ?
— Тенденции, которые мы наблюдаем сейчас — по развитию самого инструмента паевых инвестиционных фондов, платформы ЗПИФ, профессионально управляющих ими команд, — на мой взгляд, и будут определять развитие этого рынка в дальнейшем. Какие-то ноу-хау сегодняшнего дня вырастут в полноценные продукты, что-то так и останется на уровне нишевого предложения, но, в любом случае, та динамика, которую мы все сегодня видим, будет способствовать появлению новых возможностей для всех участников этого рынка.
Посмотреть интервью на сайте Интерфакса