Об этом на форуме «Города России. Локомотивы роста» в Екатеринбурге рассказал генеральный директор Инвестиционной группы «РВМ Капитал» Феликс Блинов. В ходе сессии Российской гильдии управляющих и девелоперов, посвященной вопросам развития ESG в России, спикер отметил, что сегодня в нашей стране следование целям устойчивого развития, по-прежнему, воспринимается, скорее, как конкурентное преимущество, нежели объективно реализуемая философия.
«Если мы посмотрим на цели реализации ESG-программ девелоперами, то, согласно исследованию ассоциации REPA, 79% видят в этом только возможность повышения своей конкурентоспособности. Правильный ответ – «помочь обществу и окружающей среде» – на втором месте (66%). Еще для 58% - это просто дополнительная «фишка» для имиджа компании».
При этом в мировой повестке принципы ESG появились задолго до того, как были «официально» сформулированы. Еще в 1949 году известный бизнесмен Дэвид Паккард сказал, что «обязанности любой компании выходят далеко за рамки зарабатывания денег для своих акционеров».
Если мы развиваем дорожную, транспортную инфраструктуру – мы инвестируем в будущее, если создаем социально значимые объекты – спортивные и медицинские центры, образовательные учреждения, мы инвестируем в человеческий капитал. Строя жилье, мы решаем социальные задачи. Это именно то, что важно и нужно людям для комфортной жизни.
«В ежегодном исследовании качества жизни в городах от Mercer мы видим, что наиболее значимые критерии – это политическая и социальная среда, доступность и качество медицинских услуг, общественных сервисов и транспорта. Это те факторы, уровень развития которых определяет, насколько комфортно или некомфортно жить в том или ином городе. И если в рейтинге 2023 года города России не исследуются, то в 2019 году Москва и Санкт-Петербург находились примерно в середине списка».
При этом, в европейских городах ESG-повестка пока звучит более жестко. Например, в тизере на покупку или аренду офисного здания указывается требуемый класс энергоэффективности. Прописывается он и в корпоративных стратегиях многих крупных компаний.
«В стратегии развития компании может быть указано, что с 2025 года она не арендует офисные здания с классом энергоэффективности ниже «В» даже при наличии привлекательных ценовых условий. Или – в бизнес-центре обязательно должно быть предусмотрено место для сортировки раздельно собранных отходов. У нас эта повестка только начинает формироваться, но лет через пять мы так будем жить».
Показательно, что запрос о стороны общества сегодня более требовательный, чем ESG-повестка внутри самих корпораций. Такой «перекос» в контракте между бизнесом и обществом важно нивелировать, и это задача бизнеса – «подтянуться» до уровня общественного запроса. ESG-повестка будет и дальше развиваться в рамках парадигмы «власть – бизнес – общество», выходя на качественно новую ступень с каждым новым витком развития. Сначала «подтянуться» корпорации, потом принципы ESG найдут отражение в нормативных актах, и постепенно, путем общих усилий, эта повестка выйдет на новый уровень.
«При реализации проекта по управлению отходами в Красноярске мы получили четкий запрос от общества – на раздельный сбор и переработку отходов, на проведение мероприятий по улучшению экологии окружающей среды, в целом, на более глубокое погружение в экологическую повестку. В свою очередь, мы решили, что мы будем в этом участвовать, потому что этот запрос отозвался рефреном в наших корпоративных ценностях».